Семь причин не купить "бэушный" кардан: советы специалиста

 

ПОЧЕМУ В  Lexus RX300 БИЛ КАРДАН, ИЛИ БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ Покупка бывшего в употреблении карданного вала, которую вместо ремонта старого кардана, по каким-то причинам вышедшего из строя, нередко практикуют владельцы автомобилей с задним или полным приводом, на первый взгляд не выглядит чересчур сложной. У карданного вала простая задача - передавать крутящий момент между агрегатами трансмиссии, удаленными друг от друга. Соответственно столь же бесхитростной представляется и его конструкция.
карданный вал б/у В простейшем виде это одна или несколько соединенных шарнирно друг с другом труб, имеющих на каждом из двух концов вилки. В вилках в свою очередь находятся карданные шарниры, которыми вал с одной стороны подсоединятся к коробке передач или в автомобилях с полным приводом к раздаточной коробке, c другой - к главной передаче ведущих колес.
карданный вал б/у шлицевое соединение

Если во время движения расстояние между агрегатами, связанными карданной передачей, может изменяться, трубу карданного вала делают не сплошной, а телескопической. Другими словами, труба кардана в этом случае состоит из частей, сочлененных с помощью подвижного шлицевого соединения, позволяющего частям вала перемещаться вперед-назад относительно друг друга.

карданный вал б/у шлицевое соединение Часто по причине большой длины вала в конструкции карданной передачи предусматривается подвесной подшипник, выполняющий функцию промежуточной опоры. Вот, собственно говоря, и все узлы, которыми богат карданный вал. Как при такой простоте устройства не сделать ошибку, купив "бэушный" кардан, который окажется ничем не лучше, а может, и хуже старого? Об этом наш разговор с директором ООО "КарданРемонт" Юрием Шеметом.
длинна карданного вала - Очень важно знать точные размеры кардана, как он крепится к коробке и главной передаче, - начинает рассказывать Юрий. - Мне известно огромное количество случаев, когда люди покупали кардан, а затем оказывалось, что даже при наличии подвижного шлицевого соединения он или короче, или длиннее, чем нужно, или у него другая посадка фланцев. Проблема в том, что на одну и ту же модель автомобиля могут выпускаться карданы нескольких исполнений. Почему - надо спрашивать у производителей, но это факт. Как и факт то, что люди идут на "разборки", зная лишь, к какой машине им кардан нужен. 
карданный вал б/у

Этого мало - требуется рулеткой измерить все составные части старого кардана и запомнить либо сфотографировать на смартфон, как выглядят места его соединений. Запись замеров, рулетку, как и смартфон, на "разборку", естественно, берем с собой.


карданный вал б/у Если предложенный "разборщиком" кардан подходит по этим параметрам, а не только соответствует названному автомобилю по надписи краской или мелом на трубе, можно приступать к проверке его состояния. Это второй важный момент, ведь зачем человек поехал искать "бэушный" кардан, а не стал ремонтировать старый?
карданный вал б/у Причины могут быть разные. Возможно, его не устроила цена ремонта. На "разборке" показали кардан и говорят: 50 долларов. Отлично - забираем! Привезли кардан домой - оказался он не очень-то "живой". В нем плохо это, это и это. В итоге, чтобы довести его до ума, нужно еще, допустим, 100-150 долларов. Вопрос: не лучше ли было за эти же деньги, а может, и дешевле в зависимости от того, что требовало ремонта в старом кардане, восстановить его?
карданный вал б/у Когда определяетесь с длиной кардана и конструкцией креплений к агрегатам трансмиссии, посмотрите сразу же на состояние присоединительных мест. Уши на фланцах не должны быть разбитыми, погнутыми. На фланцах есть бурты. По ним кардан базируется. Забоины, вмятины на буртах могут помешать правильно отцентрировать кардан при установке на машину, соответственно они нежелательны.
карданный вал б/у У карданов не с фланцевыми соединениями, а с резиновыми муфтами по краям нужно визуально проверить состояние центрирующих втулок - по тем же причинам, что и в случае буртов на фланцах. Оптимальный вариант - штангенциркулем проверить диаметр втулки. Если вы знаете диаметр вторичного вала коробки или хвостовика редуктора главной передачи и все совпало - вопросов нет. Втулки могут быть забиты, муфты разорваны. Лучше такой кардан не покупать.
карданный вал б/у Далее нужно проверить состояние труб. Они должны быть ровными и не иметь вмятин. В кардане многие видят кусок железа и так к нему и относятся. На "разборках" они лежат навалом - что-то сверху упало, чем ударили, просто бросили на землю. Отсюда вмятины, забоины, искривления. У себя на СТО мы проверяем прямолинейность труб с помощью индикатора, установив кардан на призмы. На "разборке" покупателю придется полагаться только на свои тактильные ощущения - помогут ли они почувствовать рукой, что вал изогнут? Если ощущения подведут, купите кривой кардан, который будет бить. Вряд ли кто-то возьмется это биение исправить, поэтому, если почувствовали неладное, от покупки лучше отказаться.
карданный вал б/у Одновременно следует убедиться, что вал раньше никто не разбирал, а если и разбирал, то после этого собрал правильно. В правильно собранном кардане все вилки должны располагаться в одной плоскости. Другими словами, углового смещения вилок передней крестовины относительно вилок задней быть не должно. Не всегда, но могут стоять метки на отдельных частях вала. Нужно убедиться, что метки совпадают.
карданный вал б/у Бывает, карданный вал продают не в сборе, а по частям. Как убедиться, что это половинки одного вала? Только довериться честному слову продавца, а вот стоит ли на него полагаться на все сто процентов - вопрос.
карданный вал б/у Если кардан ровный, к его сборке нет претензий, переходим к шлицевому соединению. Хотя у карданов для разных моделей автомобилей есть конструктивные различия, для большинства шлицевая пара является самым дорогим в ремонте элементом. Не уделили ей должного внимания при покупке - "попали" примерно на 70-150 у.е. в случае обычных моделей и 200-250 у.е., когда ищется кардан для грузовой машины.
шлицевое соединение карданного вала Шлицы не должны иметь забоин, быть смятыми, но даже когда по внешнему виду все в порядке, есть риск купить кардан с радиальным и осевым люфтом в шлицевом соединении.
люфт карданного вала Чтобы убедиться, есть люфт или нет, часть вала, находящуюся за шлицевым соединением, в идеале следует зажать в тиски. В крайнем случае положить на какую-то твердую колодку, например кирпич. Прижали и дергаем вторую часть вверх-вниз и в стороны. В идеале люфта быть не должно вообще, но при этом вперед-назад по шлицам части вала должны перемещаться без заедания. Однако в реальности у "бэушных" карданов люфт бывает. Мы проверяем люфт с помощью индикатора. В ремонт принимаем карданы с люфтом до 0,4 миллиметра. Если люфт больше - отбалансировать кардан невозможно. На "разборке" опять-таки придется полагаться на ощущения. Но сможет ли покупатель по ощущению определить фактическую величину люфта? Разбитое шлицевое соединение можно заменить, но учитывая, сколько это будет стоить, экономия от покупки "бэушного" кардана резко улетучивается. 
шрус карданного вала В некоторых карданах предусмотрены ШРУСы. Тоже недешевый узел - от 25 до 100 у.е. в зависимости от модели. Может быть порван его пыльник, а это значит, ШРУС работал без смазки.
пыльник шруса карданного вала Кстати, порвать пыльник можно даже при переноске кардана. Порвали - как минимум минус 10 у.е. из своего кармана. У себя на СТО мы, к примеру, на поступивших в ремонт карданах сразу же оборачиваем пыльник ШРУСа ветошью. А как переносят карданы на "разборках" или человек, который кардан купил? Кардан перегнули, защемили пыльник - появилась дырка.
Если пыльник целый, проверяем в ШРУСе люфт, болтанку наружной обоймы. Ничего этого не допускается.
подвесной подшипник карданного вала  
подвесной подшипник карданного вала Далее смотрим, что с подвесным подшипником. Бывает, его резиновая подушка разрушается или отслаивается от обоймы подшипника и наружной скобы крепления.
подвесной подшипник карданного вала Это хорошо видно, но бывает, что подушка еще только начала разрушаться, а пока в ней появилась плохо заметная небольшая трещинка. Долго такая подушка не проживет. Поставили купленный кардан, но вскоре его придется снимать для замены подвесного.
Сам подшипник не должен греметь при встряхивании и издавать шелестящий звук при прокручивании от руки. И прокручиваться должен свободно, без заеданий и "перекатов". В запчастях подвесной обойдется от 15 до 50 у.е., работа по замене потянет на 100-400 тысяч рублей.
шлицевое соединение карданного вала Но главная засада - посадочное место подшипника на вал. Не буду скрывать: на нем даже мы иногда прокалываемся, когда принимаем кардан в ремонт. Бывает, что подшипник теряет посадку на шлицевой втулке и внутренней обоймой буквально "прогрызает" шлицевую втулку. Пока не снимешь подшипник, этого не увидишь.
крестовина карданного вала Наконец, крестовины. Они выходят из строя чаще других узлов кардана, наверное, поэтому покупатели часто смотрят их в первую очередь, а иногда проверкой крестовин и вовсе ограничиваются. И напрасно, так как замена крестовин обходится дешевле ремонта любой другой части кардана. Бывают, конечно, исключения, но, как правило, для большинства распространенных у нас моделей автомобилей это так.
крестовина карданного вала Проверяются крестовины прокручиванием от руки в обе стороны. Если появилось ощущение, что шипы крестовины перекатываются не по круглым, а по граненым роликам, что шарнир при прокручивании "закусывает", значит, состояние крестовины оставляет желать лучшего. Есть люфт - то же самое. Свое крестовина отходила.
крестовина карданного вала Наихудший вариант, когда крестовина не просто вышла из строя, но и повредила вилку. Увидеть проблематично - нужно разбирать крестовину. Но повторюсь: если с вилкой все в порядке, а новая крестовина обойдется в 8-15 у.е., а не в сотню, как иногда бывает, но других проблем у кардана нет, от покупки можно не отказываться.
крестовина карданного вала Это говорит о том, что при покупке кардана нужно знать не только его длину, тип креплений, но и иметь представление о порядке цен на запчасти и ремонт различных элементов конкретно того карданного вала, который ищется.
карданный вал б/у От этих цен изменяются критерии, с какой проблемой "бэушный" кардан конкретной модели можно купить и отремонтировать, а с какой - лучше от покупки отказаться. Хорошо, если вы нашли кардан без изъянов, но в остальных случаях все же придется прикидывать, что выгоднее - покупать "бэушный" или ремонтировать старый?

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.

Редакция ABW.BY выражает благодарность ООО "КарданРемонт" за помощь в подготовке материала.

 

Ремонт карданных валов Минск, Валы карданные. Балансировка карданных валов

КАРДАНРЕМОНТ | КАРДАННЫЕ ВАЛЫ - ремонт, балансировка | тел. 8-029-638-78-81 | Минск, Малиновка